Вязкость моторного масла

Выбирая моторное масло, мы непременно сталкиваемся с вопросом его вязкости. Она определяется по стандарту SAE J300 и указана на канистре в виде нескольких цифр и буквы. Для всесезонных масел таких цифр насчитывается две — для холодного старта и уже прогретого мотора. Между ними указана буква, определяющая сезонность масла (в данном случае это W (winter, зима). Таким образом, стандартная кодировка выглядит, к примеру, так: 5W40.

 

Чем ниже первая цифра, тем выше шанс у масла запустить двигатель при холодных температурах, и тем более жидким по консистенции оно является. Когда двигатель запущен, второе значение — кинематическая вязкость - становится более важным. Температура двигателя повышается, так что масло не должно быть слишком жидким — в противном случае, его слой может разорваться и привести к быстрому износу двигателя. Не должно быть масло и слишком вязким, иначе создаст излишки смазки в поршневых канавках, что может привести поршни к потере подвижности.

 

Так какую же вязкость масла выбрать? На сегодняшний день чаще всего используется универсальное всесезонное масло с диапазонами 0-25W для холодного старта и 20-60 для рабочей температуры. Жидкие масла с низкой температурной вязкостью имеют температурные показатели 0-5W40, более густые масла - 10W60, 5W50, 20W60. Как видим, масел, которые бы перекрывали весь температурный диапазон, нет, поэтому специалисты рекомендуют выбирать средние диапазоны вязкости - 0W40, 5W40, чтобы обеспечить защиту подвижны частей двигателя и экономию топлива.

Масла низкой вязкости (0W20, 0W30) предназначены для более узких целей, в частности, теоретической экономии топлива — до 2% и небольшого улучшения показателей мощности. Чаще всего их используют в США и странах Азии, поскольку они предназначены для двигателей с некоторыми конструктивными особенностями.

Масла высокой вязкости (5W50, 10W60, 20W60) предназначены для повышения защиты двигателя за счет максимальной толщины масляной пленки в условиях высоких температур и оборотов. В то же время они не экономят топливо и обеспечивают высокие его потери. Такие масла более предназначены для использования в экстремальных условиях.

 

Для гоночных и спортивных автомобилей характерны масла с высокой температурой холодного старта, поскольку двигатели данных машин запускаются только после предварительного подогрева. Поэтому нередки случаи, когда для квалификации, с целью получить максимальный результат при минимальных потерях топлива, используют масла низкой вязкости, например, 0W20.