Функции моторного масла в двигателе

Моторное масло играет значительную роль в смазочной системе двигателя внутреннего сгорания (ДВС), и чем современнее двигатель, тем важнее эта роль. Когда ДВС только появились, моторное масло обеспечивало смазку шеек коленвала, цилиндров и деталей газораспределительного механизма (ГРМ). Сегодня оно также является гидравлической рабочей жидкостью многих исполнительных механизмов.

Меняются и свойства моторных масел. На сегодняшний день они усовершенствованы таким образом, чтобы снизить количество СО2, выбрасываемого автомобилем, а также обеспечивать смазку при наличии уменьшенных зазоров в цилиндро-поршневом сопряжении.

 

В коленчатом валу моторное масло является своеобразным гидроподшипником в зазоре между коренной и шатунной опорами. По каналам блока цилиндров масло попадает к коренным шейкам, а уже оттуда, через каналы коленвала, к шатунным шейкам, создавая масляный клин. Вращаясь, своими каналами коленвал выполняет функцию центробежного масляного фильтра.

 

В цилиндро-поршневой группе масло снижает износ цилиндров и поршней, компрессионных и маслосъемных колец. Из-за разбрызгивания форсунок в нижней головке шатуна или в нижней части блока цилиндров масло попадает на стенки цилиндров, снижая трение и делая более свободным перемещение компрессионных и маслосъемных колец. Они в свою очередь отвечают за расход масла на угар и величину компрессии.

 

Особую ответственность моторное масло несет в ГРМ современных двигателей. Оно смазывает шейки и кулачки распредвала и клапанов, а также их направляющих. Также масло является гидравлической жидкостью для передачи усилия. В большинстве современных моторов используются гидрокомпенсаторы тепловых зазоров, которые способны заполнять собой зазоры между кулачком распредвала и клапаном. Именно сюда по специальным каналам поступает масло.

 

Таким образом, огромная часть поломок двигателей может возникать в результате загрязнения и неисправности смазочной системы.